Боярские дети и остальные

Автор Михаил Кречмар,
глава из «Сибирской книги»

Не знаю, чей он там отец, но дети его,
клянусь господом, скоро осиротеют. 

Аркадий и Борис Стругацкие

«Трудно быть богом»

Прежде чем начать подробное описание сибирской конкисты, нужно четко понять, что стоит за большинством упоминаемых в тексте служебных определений и знаний.

Казаки служилые, городовые

Наилучшую характеристику городовому казачеству, силами которого и была, в основном, присоединена Сибирь, дал казачий бытописатель и историк Евграф Савельев: «Московское правительство, нуждаясь в людях для охраны пограничных поселений, старалось всеми мерами содействовать привлечению в казаки возможно большего числа охочих к казачьей службе граждан, отдавая особое предпочтение детям казачьим и боярским. Такое казачество, имея корнем Рязанских казаков, поселилось слободами при приграничных городах и стало называться Городовыми казаками. За свою тяжелую, полную боевых тревог службу Городовые казаки получали от Московского правительства землю в окрестностях охраняемых городов и освобождались от всех налогов, а при особых воинских заслугах ими получалось и жалование. Вооружения, коня и пропитание Городовые казаки обязаны были производить за свой счет.

Розданные за службу поместья не подлежали уже обратному отчуждению и раздавались только природным казакам, «отцы которых верстаны в казаки».

Впрочем, несмотря на бесконечное изобилие в то время свободной земли, в числе городовых казаков находилось немало и безземельных, что можно объяснить недобросовестностью воевод и казачьих голов. 

…Личный состав Городовых казаков сложился из очень разнообразных элементов, начало которым и традиции дало старинное рязанское казачество, а впоследствии оживлялось притоком Донских, Малороссийских и Волжских вольных казаков, по разным причинам попадавших в далекую Сибирь. К этому основному казачьему ядру в большом числе присоединялись в разное время стрельцы, боярские дети, ссыльные, крестьяне, татары, калмыки, тунгусы, буряты, монголы, якуты и другие Сибирские инородцы.

Всех их переработало могучее духом основное казачество, потомки вольных воинственных черкас, вдохнуло в них казачью душу, усыновило и сделало истыми доблестными казаками, глубого гордящимися казачьим званием и совершенно забывшими о своем происхождении».

То есть де-факто в городовые казаки мог поверстаться любой оказавшийся поблизости искатель приключений, даже назвавшийся чужим именем. Что зачастую и происходило.

Стрельцы

Стрелецкое войско начал формировать  Иван IV в середине 16 столетия. С его стороны это была попытка создавать новое служилое сословие, не зависящее от старой родовой знати. Стрельцы селились в отдельных слободах, им выделялись земли под распашку, а должность передавалась по наследству. Вооружены стрельцы были фитильными мушкетами, бердышами и имели нечто похожее на форму — единообразное платье.

Служба вознаграждалась денежным и хлебным жалованием. Стрельцы обладали льготами по уплате судебных пошлин, а также по уплате налогов при занятии ремеслом и торговлей. На рубеже 17-18 веков рядовые стрельцы получали в год от 4 до 5 рублей, а также по 12 четвертей ржи и овса. Городовые стрельцы, в отличие от московских, имели более низкое денежное и хлебное жалование, но дополнительно получали земельное жалование в виде права пользования различными земельными угодьями. Московским, кроме этого, выдавали соль и сукно. Десятники и пятидесятники, выбиравшиеся из числа рядовых стрельцов, имели более высокие оклады по всем видам жалования. Стрельцы начали формироваться в полноценное служебное сословие, но процесс был прекращен волевым решением Петра Первого.

Боярские дети

Самое низшее звание, жаловавшееся служилому человеку, ответственному за руководство людьми. В западноевропейской традиции более всего соответствует оруженосцу — сквайру, в наисовременнейшей российской — понятию «небыдло».

«В то время в России еще не существовало регулярного войска, которое завел только царь Иван Васильевич под именем стрельцов, вместо них прежде служили дворяне, из них знатные были воеводами и головами, по нынешнему полковниками, а незнатные несли рядовую военную службу, за что получали денежное жалование и землю, носившую название поместья. Дворяне из городов и дети боярские были из самого низкого шляхетства. Дети боярские назывались так потому, что они служили под началом бояр, как их дети. Собственно говоря, их следовало бы ставить ступенью ниже самого мелкого дворянства, несмотря на то, что их потомки в настоящее время считают себя равными прочим дворянам в тех местностях, где это название не употребляется. До сих пор имеются такие дворяне и дети боярские в городах по Волге ниже Казани и по всей Сибири, сыновья которых получают это звание только тогда, когда они, по примеру отцов своих, верстаются в службу», — рассказывает Миллер в «Истории Сибири».

Дворяне

С дворянами тоже было непросто. Изначально в России это были люди при дворе князя или боярина, но впоследствии их закрепили по разным городам, освободив тем самым от подчинения сюзерену, и посадили на регулярное жалование. Однако существовали дворяне по т.н. «московским» и «сибирским» спискам при этом первые имели очевидное преимущество над вторыми. В Сибири периода Присоединения дворянское сословие было предельно немногочисленным.

Приказчики

Приказчиком назывался человек, назначенный выполнять приказы администрации и требующий их выполнения от других. Грубо говоря — назначенец воеводы, в редких случаях — самого царя, представитель власти на местах.

Целовальники

Целовальником назывался человек, давший обязательство о выполнении ряда государственных поручений и в знак этого целовавший крест. Обычно целовальники исполняли простейшие полицейские, таможенные и налоговые функции. Уничижительный характер в значение «торговец вином» название этой должности получило только в 19 столетии. 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий