Отдых в Европе

Чем в Европе владеют богатые арабские шейхи

Volkswagen, Daimler, Siemens, Manchester City, Paris Saint-Germaine, Credit Suisse … Это компании и спортивные клубы, которыми владеют арабские государственные фонды.
Скандал в Volkswagen вызвал резкое снижение цен на акции немецкого автомобильного концерна. Среди основных акционеров, которые потеряли миллиарды евро, Катарский государственный инвестиционный фонд Qatar Investment Authority (QIA).
В 2009 году фонд стал владельцем 17 процентов акций крупнейшего немецкого автопроизводителя. Катарцы являются стратегическими партнёрами Volkswagen, но не имеют непосредственного влияния на работу концерна. Хотя это их особо и не интересует, их единственная цель — высокая доходность акций. В начале этого года их инвестиции в Volkswagen стоили 19 миллиардов евро, в настоящее время их объем снизился до 8,6 млрд. евро. Всего за одну неделю после начала скандала они потеряли 4,5 млрд. евро.
В последние годы катарцы, среди прочего, вошли в право собственности в европейских банках Merck Fink, Credit Suisse и Barclays, в немецкой строительной компании Hochtief и во французской медиа-компании Lagardere.
Они также стали стопроцентным владельцем французского футбольного клуба Paris Saint-Germaine, купили долю в Лондонской фондовой бирже, нефтяной компании Royal Dutch Shell и во французской компании предметов роскоши LVMH.
Но список на этом ещё не заканчивается: испанская энергетическая компания Iberdrola также принадлежит катарцам, кроме того, QIA является владельцем целого ряда дорогой недвижимости в Лондоне: престижный магазин Harrod‘s и известный небоскрёб The Shard. С января этого года катарцам принадлежит целый банковский квартал Canary Wharf.
Но в последнее время над Катаром собираются тучи. Не только «выхлопной скандал» Volkswagen, но и скандал, связанный с главой ФИФА Зеппом Блаттером не пошли на пользу Катару. Все больше ставится под вопрос Чемпионат мира по футболу в Катаре 2022 году.
Но основную опасность для катарских шейхов представляет падение цен на природный газ на азиатском рынке (Катар является важным экспортёром сжиженного природного газа на Восток). В первой половине этого года объем экспорта был на 40 процентов ниже по сравнению с прошлым годом.
Кроме катарцев в Европу инвестируют и компании из Объединённых Арабских Эмиратов. Abu Dhabi Holding – 90-процентный владелец английского футбольного клуба Manchester City.
Авиакомпания Etihad из Абу-Даби с 300 млн. евро спасла второго по величине немецкого авиаперевозчика Air Berlin и стала его 29,2-процентным собственником.
В прошлом году Etihad купила 49-процентную долю итальянского авиаперевозчика Alitalia, а в Сербии компания приобрела 49 процентов авиакомпании JAT и переименовали её в Air Serbia.
Эмираты, кроме авиаперевозок, в Сербии инвестировали сотни миллионов евро в банковский сектор и сербский агробизнес, особенно в ирригационные системы и заводы по производству кормов (в соседней Румынии и Болгарии в земледелие и животноводство инвестируют Катар и Кувейт).
Бизнесмены из Эмиратов на Балканах, в Сербии и Боснии и Герцеговине также обещают огромные инвестиции в недвижимость (отель на Копаонике, проект «Белград на воде», небоскрёб в Белграде, отель в Подгорице, роскошный курорт с виллами, гостиницами и торговыми центрами в боснийском Тырново…).
У фондов из Эмиратов есть инвестиции в компании OMV, в порту Роттердама (фонда IPIC), в энергетических компаниях в Нидерландах (Фонд TAQA), в британских компаниях, занимающихся возобновляемыми ресурсами (фонд Mubadala).
Кувейтский государственный фонд Kuwait Investment Authority (KIA) владеет около семи процентами акций немецкого автомобильного концерна Daimler. Звучит не так много, но исходя из дисперсной собственности, является крупнейшим акционером и имеет соответствующее влияние.
Как говорит аналитик Джулан Абдул Халек: четыре крупнейшие государственные фонды из стран Персидского залива управляют около 1,8 трлн. евро активов.
Подъем арабских государственных фондов начался после 2006 года, когда цены на нефть начали расти, а ещё более расширился после 2007 года (вспышка глобального финансового кризиса) и 2010 (вспышка долгового кризиса евро), ведь арабские деньги обеспечивают ликвидность на европейских финансовых рынках.
Каково будущее арабских инвестиций в Европе? По мнению Халека, падение цен на нефть ограничит инвестиционные возможности фондов. Страны Персидского залива все больше инвестируют на домашнем рынке (Чемпионат мира по футболу в Катаре 2022 году, Экспо в Дубае …), а после арабской весны страны Персидского залива все больше денег тратят на социальные нужды, чтобы успокоить их недовольное население. В ближайшие десятилетия, вероятно, часть арабских инвестиций из Европы переместится в экономически более сильную Азию.

Источник: Siol.net

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × четыре =

Back to top button