Словенский Пуст символизирует разрыв со старым и начало нового

Ежегодный карнавал в Церкне
Ежегодный карнавал в Церкне
Ежегодный карнавал в Церкне
The annual Pust carnival in Cerknica Slovenia 2009 A traditional celebration where people dress up t

Мы в преддверии широко любимого словенского праздника Пуст. Если посмотреть этимологию слова Пуст, скорее всего, оно появилось из слова «мясопуст», то есть, из слов «мясо» и «пустить/оставить/отказаться», что является дословным переводом с итальянского  «carneleva» в смысле «отказаться от мяса». Из итальянского «carneleva» появилось слово русское слово КАРНАВАЛ. Этот праздник в европейских странах издавна известен как «карнавал», словенцы его знали «мясопуст», ну, а русские как «масленица». Сегодня старое выражение «мясопуст» больше не используется, а словенцы говорят просто ПУСТ. В русскую культуру это слово вошло как ПОСТ.
Пуст — это время в году, представляющее собой перелом, как в природе, так и в обществе. Пуст приносит конец зимы и начало весны. Также на общественном уровне рисует черту под прошедшим периодом и объявляет о начале нового, говорят этнологи.
Празднование пуста или карнавала берёт истоки ещё в дохристианской эпохе, когда был известен культ предков, празднующих уход зимы и приход весны.
Традиция перешла к римлянам, которые в середине зимы и до весны имели  много праздников, на которых они наряжались в костюмы и одевали маски. Это были, например, такие праздники как Брумалии, Сатурналии, Календа и Язь.
Несмотря на противодействие церкви, они продолжали весело проводить время с маскарадами.  В последствие, в эпоху Возрождения,  под влиянием итальянских карнавалов в Центральной Европе праздники переставились на период до 40-дневного поста.
Мясопуст также широко отмечался у русских, западных славян и южных славян.   У русских праздник назывался Масленица, а также Мясопустная (пустная  неделя у словенцев) или Сырная неделя. В эти дни закликали весну. Масленица была также праздником молодых семей, начала новой жизни. Время после Крещения до Масленицы называлось свадебным. С обычаями брачной и молодёжной тематики была связана особая хлебная выпечка — орехи, которые на улице молодая жена раздавала детям, а девушки дарили своим женихам. На Масленицу совершались ритуалы, адресованные той части молодежи, которой по возрасту полагалось вступить в брак, но она — по каким-либо причинам — не выполнила своего жизненного предназначения. За это молодые люди и девушки подвергались осуждению и символическому наказанию — обряд Колодка. Подобный обряд сохранился в словенском Прекмурье, как способ побудить холостую молодёжь свадебного возраста вступать в брак. Если в прошедшем году не было ни одной свадьбы, то в последнее воскресенье перед Великим постом на деревенской площади сходились все жители, кто-то рядился в свадебных персонажей — «сватов», «дружков» и других персонажей, и разыгрывалась символическая свадьба. В роли «невесты» выступала сосна, которую выбирали заранее. «Сосну-невесту» называли smreka, а «сосну-жениха» — bor. В лесу ряженый «поп» венчал неженатого парня с сосной. Где-то сосну заменяла девушка. После венчания «дружки» украшали дерево венками и лентами как невесту, клали её на телегу, на бревно под свадебные песни сажали «жениха» (или «невесту»), затем селяне впрягались в тележку и волокли её в село.
В других районах Словении на протяжении веков появились различные действующие лица карнавала, изгоняющие зиму, такие как Куренты на Птуйской и  Дравской равнине, в Халозах и в Словенских Горицах, Лауфары в Церкно, Шкороматы в районе Бркинов, Мачкаре в долине Доброполье в Доленском регионе  или Пустовы в Дрежнице и её окрестностях.

Знаменитые «пустные карнавалы» в Словении проходят в Церкно и Птуе, они в эти дни привлекают огромное количество туристов.
Карнавальные мероприятия в Церкно называются Лауфария, персонажи, участвующие в нем надевают типичный деревянный маски (по сло. «наличьи»). Они судят «Пуст» (кукла, подобная сжигаемой кукле Масленицы), этот суд разыгрывается как  народная пьеса, в ней выступает в качестве осужденного сам «Пуст», собирается суд присяжных и публика. Осуждают его на смерть от удара большого топора. Лауфары его увозят и, таким образом, наступает время нового начала и радости.
Лауфарию возобновили как обряд в 1948 году на основе традиций и сохранившихся масок, и теперь праздник проходит ежегодно. В 2012 году Лауфария вошла в Словенский реестр живого наследия.
Если в Церкно Пуста убивают, то в восточной Словении в Птуе его хоронят, но этим заканчиваются празднества, начинаются же они на ферме в селе Будине, ровно в полночь 2 февраля (на праздник Среитение Господне). В этот день по традиции куренты — персонажи, отгоняющие зиму, в первый раз надевают свои наряды и  танцуют вокруг костра, таким образом, начинается их основная миссия: выгнать зиму и зло в замену привести весну, счастье и хороший урожай.
На событии в Будине кроме  зрителей, несмотря на холодную ночь, традиционно собираются сотни Курентов, с чем по-своему официально открывают популярное птуйское событие — карнавал, называемый здесь Курентование.
Сам словенский обряд Курентованье символизирует пахоту. «Курент» рядится в вывернутый тулуп и шапку с длинной шерстью, которой приписывается магическая сила, на его поясе привязаны коровьи колокольчики. «Курент» ведёт плуг и носит с собой палку, на конце которой крепится ежовая кожа, которой он подгоняет ряженых, изображающих «коней», и отгоняет дразнящих его детей. «Кони» или «орачи» обычно увешаны бубенцами на поясе и тянут настоящий или декоративный плуг. «Кони» с пением кружатся, делая деревянным плугом неглубокие борозды в снегу. «Курент» сеет в борозды мякину.
Раньше, если в доме были молодожёны — их с пением катали на том же плуге.. Хозяева благодарили ряженых и выносили колбасу, яйца или иные продукты, считая, что, если не одарить их, «Курент» может навести порчу на скотину, покатавшись по земле в их дворе.
В этом году в старейшем словенском городе Птуй состоится уже 55 курентованье Начнется оно 7 февраля и пройдёт до 17, когда Пуст будет похоронен. Уже в день открытия пройдёт крупнейший показ типичных для Центральной Европы карнавальных масок. В эти дни мэр Птуя Миран Сенчар управление городом по традиции  передаст Принцу Карнавала Райко Юргецу Бертольду Дранешкому.
Изюминкой курентования, как и каждый год, будет международное карнавальное шествие в воскресенье, 15 февраля. Организаторы ожидают, что Карнавал посетят около 10 000 активных участников из пяти стран и, по меньшей мере, 120 000 гостей из Словении и за рубежа.
Карнавальные обычаи и традиции современному человеку дают возможность для социальной критики, позволяют ему хотя бы раз в год, одев маску, выразить всё то, чего обычно не может.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий